n w    w w w w

baner
Главная Статьи из Интернета Статьи из Интернета ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
large small default
Печать

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

   
Доклад о заключениях и рекомендациях венской встречи группы высокопоставленных экспертов (20-22 апреля 1997г., Австрия)
 
Председатель Гельмут Шмидт
Пора поговорить об ответственности человека
 
Весьма своевременен призыв Совета Взаимного Действия (InterAction Council) ко Всеобщей Декларации Ответственности Человека. Хотя традиционно мы всегда говорили о правах человека, причем мир воистину проделал огромный путь в их международном признании и защите с тех пор, как в 1948 году была принята Всеобщая Декларация Прав Человека, сейчас самое время начать столь же необходимую кампанию за признание долга и обязанностей человека.
Сделать акцент на обязанностях человека необходимо по ряду причин. Разумеется, эта идея нова только в некоторых регионах мира; многие общества традиционно понимали человеческие отношения скорее в категориях обязанностей, нежели прав. В общем и целом это справедливо относительно значительной части Восточного образа мышления. В то время как на Западе, по крайней мере начиная с эпохи просвещения 17 века, традиционно подчеркивались понятия свободы и индивидуальности, на Востоке преобладали концепции ответственности и общества. Тот факт, что вместо Всеобщей Декларации Ответственности Человека была начертана Всеобщая Декларация Прав Человека, несомненно отражает философскую и культурную основу составителей этого документа, которые, как мы знаем, представляли Западные Державы и были победителями во Второй Мировой Войне. Кроме того, концепция обязанностей человека способствует созданию равновесия между понятиями свободы и ответственности: в то время как права относятся в большей мере к свободе, обязанности связаны с ответственностью. Несмотря на это различие, свобода и ответственность взаимозависимы. Будучи моральным качеством, ответственность служит естественным добровольным ограничителем свободы. Ни в одном обществе свобода не может быть безграничной. Таким образом, чем больше у нас свободы, тем большую ответственность мы на себя принимаем, как по отношению к другим, так и в отношении самих себя. Чем разнообразнее наши таланты, тем выше наша ответственность за наиболее полное их развитие. Мы должны продвигаться от свободы безразличия к свободе причастности.
 
Противоположное столь же верно: по мере развития нашего чувства ответственности мы повышаем свою внутреннюю свободу, укрепляя свою моральную природу. Когда свобода предоставляет нам разнообразные возможности для действия, включая выбор между верным и ошибочным, ответственная моральная природа гарантирует выбор первого.
 
К сожалению, это соотношение между свободой и ответственностью не всегда правильно понимается. Некоторые идеологии придают большее значение понятию индивидуальной свободы, в то время как другие сосредоточены на безусловном подчинении социальной группе.
 
Без соответствующего равновесия неограниченная свобода столь же опасна, как и навязанная социальная ответственность. Огромная социальная несправедливость явилась следствием крайностей экономической свободы и капиталистической зависти, в то время как жестокое подавление фундаментальных свобод человека оправдывалось во имя интересов общества или идеалов коммунизма.
 
Обе крайности нежелательны. В настоящее время, с устранением конфликта между Востоком и Западом и окончанием "холодной войны", человечество, думается, приблизилось к желанному равновесию между свободой и ответственностью. Мы боролись за свободу и права человека. Пришло время поощрять ответственность и обязанности человека.
 
Совет Взаимного Действия полагает, что глобализация мировой экономики сопровождается глобализацией мировых проблем. Так как глобальная взаимозависимость требует, чтобы мы жили в гармонии друг с другом, люди нуждаются в правилах и ограничениях. Этика - это минимальная норма, при которой возможна коллективная жизнь. Без этики и вытекающего из нее самоограничения человечество вернулось бы к образу жизни, когда выживали бы наиболее приспособленные. Мир нуждается в этической основе своего существования.
 
Осознавая эту потребность, Совет Взаимного Действия начал поиски универсальных этических норм с организации встречи духовных и политических лидеров в мае 1987 года на заседании организации "Католическая Цивилизация" в Риме. Инициативу принял на себя Такео Фукуда, бывший премьер-министр Японии, который в 1983 году основал Совет Взаимного Действия. В 1996 году Совет попросил у высокопоставленной экспертной группы сделать доклад о глобальных этических нормах. На пленарной встрече в Ванкувере в мае 1996 года Совет одобрил доклад этой группы, состоявшей из религиозных лидеров разных мировых религий и специалистов со всего мира. Выводы этого доклада "В поисках глобальных этических норм" показали, что мировые религии имеют много общего, и Совет принял в качестве рекомендации, чтобы "в 1998 году, в 50-ю годовщину Всеобщей Декларации Прав Человека, Объединенные Нации провели конференцию для рассмотрения Декларации Ответственности Человека как дополнения к предшествующей фундаментальной работе по правам человека.
 
Инициатива по созданию Всеобщей Декларации Ответственности Человека - не только способ уравновесить свободу и ответственность, но и средство примирения идеологий и политических взглядов, в прошлом считавшихся антагонистическими. Следовательно, фундаментальной посылкой должно стать утверждение, что люди заслуживают максимально полной свободы, однако должны в полной мере развивать свое чувство ответственности, чтобы правильно пользоваться свободой.
 
Это не новая идея. Тысячи лет пророки, святые и мудрецы убеждали человечество отнестись к ответственности серьезно. Например, в нашем столетии Махатма Ганди учил о семи социальных грехах:
 
Политика, лишенная принципов
Коммерция, лишенная морали
Богатство, лишенное труда
Образование, лишенное качества
Наука, лишенная человечности
Удовольствие, лишенное совести
Поклонение, лишенное жертвенности
 
Глобализация усилила необходимость безотлагательно усвоить учение Ганди и других этических лидеров. Насилие на телеэкранах транслируется спутниками на весь мир. Спекуляция на отдаленных финансовых рынках способна разорить местные слои населения. Влияние финансовых воротил приближается к могуществу правительств, однако, в отличие от выборных политиков, они никому не подотчетны в своем личном могуществе, не считая собственного чувства ответственности. Мир никогда ранее так не нуждался в декларации ответственности человека.
От прав к обязанностям
 
Поскольку права и обязанности неразрывно связаны, идея прав человека имеет смысл только тогда, когда мы признаем обязанность всех людей уважать их. Независимо от ценностей конкретного общества, человеческие отношения во всём мире основаны как на правах, так и на долге.
 
Нет нужды в сложной этической системе, чтобы руководить действиями человека. Есть одно древнее правило, которое, если ему правильно следовать, обеспечит справедливые человеческие отношения: Золотое Правило. В своей негативной форме Золотое Правило требует, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Его позитивная форма предусматривает более активную и ответственную функцию: Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.
 
С позиций Золотого Правила Всеобщая Декларация Ответственности Человека предлагает идеальную отправную точку для исследования основных обязанностей, являющихся непременным дополнением этих прав.
Если у нас есть право на жизнь, то мы обязаны ценить жизнь другого существа.
Если у нас есть право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других существ.
Если у нас есть право на безопасность, то мы обязаны создавать условия для того, чтобы каждое существо пребывало в безопасности.
Если у нас есть право участвовать в политических процессах в своей стране, то мы обязаны участвовать так, чтобы обеспечить избрание лучших руководителей.
Если у нас есть право работать в справедливых и благоприятных условиях, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, то мы обязаны трудиться с полной отдачей.
Если у нас есть право на свободу мысли, совести и вероисповедания, то мы обязаны уважать убеждения и религиозные принципы других людей.
Если у нас есть право на образование, то мы обязаны учиться, насколько нам позволяют наши способности, и по мере возможности делиться с другими своим знанием и опытом.
Если у нас есть право пользоваться дарами Земли, то мы обязаны уважать Землю и ее природные ресурсы, заботиться о ней и восстанавливать ее богатства.
 
Как человеческие существа, мы обладаем неограниченным потенциалом самореализации. Следовательно, мы обязаны развивать в полной мере свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные способности. Нельзя недооценивать значение ответственности при осуществлении самореализации.
 
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
 
(Предложена Советом Взаимного Действия)
 
1 сентября 1997г.
 
Вводный комментарий
Пора поговорить об ответственности человека
 
Глобализация мировой экономики сопровождается глобальными проблемами, требующими глобальных решений на основе идей, ценностей и норм, уважаемых всеми культурами и обществами. Признание равных и неотъемлемых прав всех людей должно основываться на свободе, справедливости и мире, которые в свою очередь требуют признания равной значимости прав и обязанностей, с тем чтобы все люди могли совместно жить в мире и согласии, реализуя свой потенциал. Как в национальном, так и в международном отношении невозможно достичь лучшего социального порядка одними только законами, предписаниями и конвенциями - это требует некой глобальной этики. Человеческое устремление к прогрессу можно осуществить, только согласовав ценности и нормы, необходимые всем людям и институтам во все времена.
 
В будущем году будет отмечаться пятидесятилетие Всеобщей Декларации Прав Человека. Эта годовщина - благоприятный момент для принятия Всеобщей Декларации Ответственности Человека, которая дополнит и укрепит Декларацию Прав Человека и будет способствовать установлению лучшего мира.
 
Приведенный ниже проект Декларации Ответственности Человека направлен на то, чтобы сбалансировать свободу и ответственность и способствовать переходу от свободы безразличия к свободе причастности. Если отдельный индивид или правительство стремится добиться максимальной свободы за счет окружающих, то страдает значительное число людей. Если люди стремятся к максимальной свободе эксплуатации природных ресурсов Земли, то пострадают будущие поколения.
 
Инициатива по разработке Всеобщей Декларации Ответственности Человека - это не только способ сбалансировать свободу и ответственность; это также средство примирения идеологий, верований и политических взглядов, в прошлом считавшихся антагонистическими. Предлагаемая декларация указывает, что исключительный акцент на правах может привести к бесконечным спорам и конфликтам, что религиозные группы, отстаивающие собственную свободу, обязаны уважать свободу других. Фундаментальной посылкой должна стать ориентация на максимально возможную свободу при полном развитии чувства ответственности, которое обеспечит возрастание самой свободы.
 
С 1997 года Совет Взаимного Действия разрабатывал проект этических норм человечества. Его работа основана на мудрости религиозных лидеров и мыслителей прошлых веков, предупреждавших, что свобода без принятия ответственности может уничтожить саму свободу, в то время как сбалансированные права и ответственность повышают свободу и способствуют созиданию лучшего мира.
 
Совет Взаимного Действия предлагает следующий проект Декларации на ваше рассмотрение и одобрение.
 
Всеобщая Декларация Ответственности Человека
 
(Предложена Советом Взаимного Действия)
 
Преамбула
 
Имея ввиду, что признание присущего чувства собственного достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всём мире и предполагает принятие обязанностей, или ответственности;
 
Имея ввиду, что исключительное подчеркивание прав может привести к конфликтам, обособлению и бесконечным спорам, а пренебрежение ответственностью может привести к беззаконию и хаосу;
 
Имея ввиду, что господство закона и обеспечение прав человека зависит от готовности поступать справедливо;
 
Имея ввиду, что глобальные проблемы требуют глобальных решений, достижимых с помощью идей, ценностей и норм, уважаемых всеми культурами и обществами;
 
Имея ввиду, что все люди в меру своих знаний и способностей ответственны за построение лучшего социального порядка как в своей стране, так и во всём мире, что не может быть осуществлено исключительно посредством законодательства, предписаний и соглашений;
 
Имея ввиду, что надежды человечества на прогресс и совершенствование могут быть реализованы только с помощью ценностей и норм, приложимых ко всем людям и институтам во все времена,
Генеральная Ассамблея
 
провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию Ответственности Человека как общую норму для всех народов и наций, с тем чтобы каждый индивид и каждый общественный орган, постоянно памятуя о настоящей Декларации, внес свой вклад в развитие общественных групп и в просвещение всех их членов. Таким образом мы, народы мира, обновляем и укрепляем обязательства, уже провозглашенные во Всеобщей Декларации Прав Человека, а именно: полное признание достоинства всех людей; их неотъемлемых прав и их равенства, а также взаимной солидарности. Необходимо обучать осознанию и признанию этой ответственности и пропагандировать их во всём мире.
 
Фундаментальные принципы для человечества
 
Статья 1
 
Каждый человек, независимо от пола, этнической принадлежности, социального положения, политических взглядов, языка, возраста, гражданства и религии, несет ответственность за гуманное отношение ко всем людям.
 
Статья 2
 
Ни один человек не должен оказывать поддержку какой-либо форме негуманного поведения; все люди ответственны за то, чтобы не позволять никаким силам лишать достоинства и самоуважения никого из людей.
 
Статья 3
 
Ни один человек, группа или организация, ни одно государство и никакая армия или полиция не может стать над критериями добра и зла; все они должны подчиняться этическими нормами. Каждый несет ответственность за то, чтобы во всём способствовать добру и избегать зла.
 
Статья 4
 
Все люди, наделенные разумом и совестью, должны принять на себя ответственность перед другими людьми, своей семьёй, группой, расой, нацией и религией в духе солидарности: не делай другим того, чего ты не желаешь себе.
Ненасилие и уважение к жизни
 
Статья 5
 
Каждый человек несет ответственность за уважение к жизни. Никто не имеет права причинять вред, мучить или убивать другое существо. Это не исключает права на оправданную самооборону индивидов или групп.
 
Статья 6
 
Споры между государствами, группами и индивидами должны решаться без применения насилия. Ни одно правительство не должно проявлять терпимость к актам геноцида или террора и участвовать в них, а также использовать женщин, детей или иных гражданских лиц как орудия войны. Каждый гражданин и каждое официальное лицо несут ответственность за то, чтобы действовать мирным, ненасильственным образом.
 
Статья 7
 
Ценность каждого человека бесконечно велика, и потому каждого человека следует безоговорочно защищать. Животные и природная среда также требуют защиты. Все люди несут ответственность за охрану воздуха, воды и почвы в интересах как нынешних обитателей Земли, так и будущих поколений.
Справедливость и солидарность
 
Статья 8
 
Каждый человек несет ответственность за то, чтобы вести себя честно и искренне. Ни одна личность или группа не должна грабить или по собственному произволу лишать собственности другое лицо или группу.
 
Статья 9
 
Все люди при наличии необходимых средств обязаны прилагать серьезные усилия для преодоления бедности, недоедания, невежества и неравенства. Они должны поддерживать последовательное развитие во всём мире, чтобы обеспечить достоинство, свободу, безопасность и справедливость для всех.
 
Статья 10
 
Все люди несут ответственность за усердное развитие своих талантов; все должны иметь равный доступ к образованию и осмысленному труду. Каждый обязан оказывать помощь нуждающимся, неблагополучным, инвалидам и жертвам дискриминации.
 
Статья 11
 
Собственность и материальные ценности должны использоваться ответственно и справедливо ради прогресса человеческой расы. Экономика и политическая власть должны использоваться не как инструмент господства, а как средство обеспечения экономической справедливости и социального порядка.
Правдивость и терпимость
 
Статья 12
 
Каждый человек несет ответственность за то, чтобы говорить и поступать правдиво. Никто, как бы высокопоставлен и силен он ни был, не должен лгать. Необходимо уважать право на личную тайну, личную и профессиональную конфиденциальность. Никто не обязан всегда говорить кому-либо всю правду.
 
Статья 13
 
Ни один политик, общественный деятель, бизнесмен, ученый, писатель или художник, равно как медик, юрист или иной профессионал, связанный особыми обязательствами перед своими клиентами, не свободен от соблюдения общих этических норм. Профессиональные и прочие этические кодексы должны отражать приоритет таких общих норм, как правдивость и честность.
 
Статья 14
 
Свобода СМИ информировать общественность и критиковать общественные институты и правительство, жизненно важная для справедливого общества, должна использоваться ответственно и осмотрительно. Свобода СМИ сопряжена с особой ответственностью за точное и правдивое освещение. Всегда следует избегать сенсационного освещения, унижающего человека и его достоинство.
 
Статья 15
 
При том, что должна быть гарантирована религиозная свобода, представители разных религий несут особую ответственность, обязывающую их избегать выражения предубеждения и актов дискриминации по отношению к представителям иных верований. Они должны воздерживаться от поощрения или оправдания ненависти, фанатизма и религиозных войн и укреплять терпимость и взаимоуважение между народами.
Взаимное уважение и партнерство
 
Статья 16
 
Обязанностью всех мужчин и женщин является уважать друг друга и проявлять понимание в отношениях между собой. Никто не имеет права подвергать другого сексуальной эксплуатации или зависимости. Напротив, сексуальные партнеры должны принять на себя обязательство заботиться о благополучии друг друга.
 
Статья 17
 
Во всех своих культурных и религиозных разновидностях брак требует любви, верности и снисходительности и должен служить гарантией безопасности и взаимной поддержки.
 
Статья 18
 
Разумное планирование семьи - обязанность каждой семейной пары. Отношения между родителями и детьми должны отражать взаимную любовь, уважение и заботу. Ни родители, ни прочие взрослые не должны эксплуатировать детей и жестоко обращаться с ними.
Заключение
 
Статья 19
 
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как подразумевающее, что какое-либо государство, группа или индивид имеют право совершать действия, направленные на подавление каких-либо обязанностей, прав или свобод, сформулированных в данной Декларации или во Всеобщей Декларации Прав Человека 1948 года.
 
ОДОБРЕНИЕ
 
Предлагаемую Всеобщую Декларацию Ответственности Человека одобрили следующие лица:
 
I. Члены Совета Взаимного Действия
 
Хельмут Шмидт (почетный председатель)
 
Бывший канцлер ФРГ
 
Малькольм Фрейзер
 
Бывший премьер-министр Австралии
 
Андриес А.М. ван Ахт
 
Бывший премьер-министр Нидерландов
 
Ананд Паньярачун
 
Бывший премьер-министр Таиланда
 
Оскар Ариас Санчес
 
Бывший президент Коста-Рики
 
Лорд Каллаган Кардифский
 
Бывший премьер-министр Соединенного Королевства
 
Джимми Картер
 
Бывший президент Соединенных Штатов
 
Мигель де ла Мадрид Уртадо
 
Бывший президент Мексики
 
Курт Фурглер
 
Бывший президент Швейцарии
 
Валери Жискар д'Эстэн
 
Бывший президент Франции
 
Фелипе Гонсалес Маркес
 
Бывший премьер-министр Испании
 
Кеннет Каунда
 
Бывший президент Замбии
 
Ли Гуань Ю
 
Бывший премьер-министр Сингапура
 
Киити Миядзава
 
Бывший премьер-министр Японии
 
Мисаэль Пастрана Борреро
 
Бывший президент Колумбии (скончался в августе)
 
Шимон Перес
 
Бывший премьер-министр Израиля
 
Мария де Лурдес Пинтасилгу
 
Бывший премьер-министр Португалии
 
Жозе Сарней
 
Бывший президент Бразилии
 
Шин Хён Хуок
 
Бывший премьер-министр Республики Корея
 
Калеви Сорса
 
Бывший премьер-министр Финляндии
 
Пьер Элиотт Трюдо
 
Бывший премьер-министр Канады
 
Ула Ульстен
 
Бывший премьер-министр Швеции
 
Георге Василиу
 
Бывший президент Кипра
 
Франц Враницки
 
Бывший президент Австрии
 
II. Сторонники
 
Лестер Браун, президент, институт Уорлдуоч
 
Андрэ Чураки, профессор, Израиль
 
Такако Дои, президент, Японская социалистическая демократическая партия
 
Уильям Лолин, американский предприниматель
 
Рабби Др. Дж. Магонет, ректор колледжа имени Лео Бэка
 
Роберт С. Макнамара, бывший президент, Всемирный Банк
 
Конрад Райзер, Всемирный Совет Церквей
 
Пол Волкер, председатель, Джеймс Д. Вольфензон инк.
 
III. Участники подготовительных встреч в Вене, Австрия, в марте 1996 и апреле 1997 гг. и почетные гости 15-й пленарной сессии в Нордвике, Нидерланды, июнь 1997 г.
 
Ханс Куэнг (ученый консультант проекта), Тюбингенский Университет
 
Томас Эксуорси (ученый консультант проекта), Фонд СБР
 
Ким, Кён-дон (ученый консультант проекта), Сеульский Национальный Университет
 
Кардинал Франц Кёниг, Вена, Австрия
 
Анна-Мари Агард, Всемирный Совет Церквей
 
М. Шанти Арам (скончался в Июне) Всемирная Конференция по религии и миру
 
А.Т. Арияратна, движение Сарводая, Шри-Ланка
 
Джулия Чинг, Университет Торонто
 
Хасса Ханафи, Каирский Университет
 
Нагахару хаяигса, Асахи Симбун
 
Питер Ландесманн, Европейская Академия Наук
 
Ли Сын-Юн, бывший заместитель премьер-министра и министр экономического планирования
 
Коллегия Республики Корея
 
Флора Льюис, Интернэшнл Геральд Трибьюн
 
Лю Сяо-фен, Институт сино-христианских исследований
 
Тери Мак-Луан, канадский автор
 
Исаму Миядзаки, бывший премьер-министр, Агентство экономического планирования, Япония
 
Джеймс Оттли, англиканский наблюдатель при ООН
 
Ричард Рорти, Стэндфордский Гуманитарный Центр
 
Л.М. Сингви, посол Индии в Великобритании
 
Сейкен Сугюра, Палата Представителей Японии
 
Кодзи Ватанабе, бывший посол Японии в России
 
У Сын-ён, Мунхуа Ирбо
 
Александр Яковлев, бывший член Президентского Совета СССР
 
IV. Спонсоры
 
Синясу Хосино, президент Национального Исследовательского Института
 
Аёко Соно, председатель Ниппон Фаундейшн
 
Ким У-Чун, председатель корпорации Dae-Woo
 
 
Лучшая IT компания в Казахстане - Global Services International