n w    w w w w

baner
Главная Социальное проектирование Социальное проектирование СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, МЕТОДОЛОГИЯ
large small default
Печать

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ   ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, МЕТОДОЛОГИЯ

 

http://socpedagogika.narod.ru/Proektirovanie.html
Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с. - С.6 - 68.               Первая часть данного учебного пособия включает в себя разделы, связанные с определением предметной области, основ теории и системных принципов социального проектирования, с анализом технологий, методик и ресурсного обеспечения проектной деятельности.
1.1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ
Термин «проектирование»
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Понятие проектирования и близкие ему по смыслу понятия
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования. Все эти понятия как специфические познавательные методы и методики в соответствующей последовательности будут рассмотрены в настоящем учебном пособии, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих терминов:
Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.
Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное звание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формирований исходных прогнозных и нормативных моделей, обоснованием поисковых прогнозов и их оценке.
Социальное проектирование
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:
противоречивость социального объекта;
многовекторность развития социального объекта;
невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
многофакторность бытия социального объекта;
наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».
Направленность социальных процессов
Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности,
Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее.
Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития.
Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи.
В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития.
В-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратлых связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.
Социально-конструктивное творчество
Социально-конструктивное творчество — это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества. Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированным объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.
Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.
Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных за дач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий.
Дефиниции проектирования
Среди наиболее часто встречающихся дефиниций проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих:
проектирование — это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта;
проектирование — приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата;
проектирование — это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий;
проектирование — это моделирование предполагаемых действий их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате;
проектирование — это принятие решений в условиях неопределенности.
Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности.
Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.
Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социо логическое знание.
Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты.
Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требовании и ценности, предъявляемые к проек тируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются.
Например, социальное проектирование в 20—30-х гг., ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека,' а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в 60—70-х гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. п.
Социальное проектирование и технологии реализации проектов
Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров.
Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.
Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.
Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования; механизмы социального проектирования и др.
Конструирование, реконструирование и деконструирование
Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п.
Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта.
Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно.
Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер.
От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета.
Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах:
1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта;
2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека).
Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй — с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность.
Понятие «реконструирование» дополняет понятие «конструирование». Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект.
Реконструирование — это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации, Деконструирование — построение идеальной модели которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, и нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер.
С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и деконструирование это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование — одна из разновидностей конструирования.
Системные основания проектирования
Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система». В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система —• это целостность, иерархически организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. Если функции представляют собой целеустремленные человеческие действия, а управление ими направлено на достижение социально значимых действий, то их множество, организованное в целостность, представляет собой систему, существующую в обществе.
В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.
Субъект и объект социального проектирования
Субъектом социального проектирования являются раз личные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.
Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
В проблемном поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:
объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);
человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.); 5) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).
В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании и конструировании.
«Информационный массив» проектирования
Одной из главных категорий социального проектирования является понятие «информационный массив», который представляется как система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «ин формационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой прескриптивную (предписывающую) модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Система общих параметров проектируемого объекта
Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.
Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее:
1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;
3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.
Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки: он должен быть создан на научной основе, не противоречить нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности, выражать социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, должен быть предназначен для реализации.
Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Социальный проект — изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщении) выражение конечных результатов социальной деятельности. Он как коммуникат должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна бытъ необходимой и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым. Проекты могут быть реальными и нереальными, т. е. неосуществимыми или нереализуемыми.
Социальный проект — цель проектной деятельности, как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
Можно сказать, что наиболее простыми являются проекты принятия решений. Наиболее сложные — проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений. Нужно заметить, что в настоящее время еще нет возможности выразить многие характеристики общественного развития в количественных показателях. Поэтому применяются качественно-содержательные, мировоззренческие оценки, что значительно влияет на качество и состояние проекта.
К тому же по мере возрастания временного интервала проектирования растет сложность как процесса социальной деятельности по созданию моделей будущих состояний системы и процессов, так и самих коммуникантов.
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются коммуникаты, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. Б настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.
Методики социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики. Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:
— чем больше известно общих признаков (Р1, Р2,...., Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
— чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
— чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
— если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.
С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Условия проектной деятельности
Среди характеристик социального проектирования особое место зажимают условия — система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов — отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.
Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие. Социальное действие — это воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.
При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.
Цели и задачи социального проектирования
Социальная технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий,
Этапы проектирования
Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий к т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).
Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
Формулировать цель можно различными способами, в том числе и графически. «Дерево целей»— это связанный ориентировочный граф, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.
Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т, е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.
Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.
5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача — это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.
Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.
6. Прогнозирование— один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле -— предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:
а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;
б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;
в) прогнозная оценка эксперта.
Три способа разработки прогнозов.
Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
а) анкетирование (интервьюирование, опрос);
б) экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;
в) моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным — проектирование.
Социальная технология проектирования.
Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части:
а) определение исследовательского прогноза;
б) определение нормативного прогноза;
в) верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.
Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.
7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.
На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование — один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов.
8. Конструкт — это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы.
9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
Неопределенность и многофакторность в «возможных мирах» социального проектирования
Даже самый точный прогноз возможных вариантов социального будущего не дает абсолютно точной и полной картины. И в принципе дать не может прежде всего по той причине, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных социальных сил и социальных процессов. Возникает так называемый эффект «черного ящика», когда имеется комплекс причин с множеством непредсказуемых результатов и следствий. Даже самая точная методика проектирования не дает полного объяснения феномена «черного ящика»: причины тех или иных социальных процессов могут быть не только скрыты, но и не осмыслены субъектом социального проектирования или осмыслены таким образом, что не дает возможности закономерным образом вывести из них. все возможные следствия. Применительно к феномену многофакторного действия и суммарному эффекту взаимодействия прогнозируемые следствия дают новый феномен «черного ящика», который вкупе с предыдущим формирует феномен так называемого «парникового эффекта» — умножения погрешностей за счет сложения степеней неопределенности. И поскольку сложение степеней неопределенности характеризует один уровень непредсказуемости следствий из данных причин, то умножение степеней неопределенности поднимает на порядок выше непрогнозируемость результата. Это означает, что «черный ящик» скрытых или неосмысленных должным образом причин начинает генерировать их в автоматическом режиме за счет умножения степеней неопределенности. Возникают многофакторные эффекты взаимодействия и противодействия социальных мотивов, их слияние и борьба, синтез, дифференциация, количественное накопление и возникновение качественно новых. Это то, что «повышает температуру парникового эффекта» в системе «черных ящиков» результатов социального проектирования
Социометрия социального прогноза
Многофакторность социальных процессов делает важным принципом проектирования и прогнозирования то, что социальный прогноз, основывающийся на социометрии (количественном усреднении показателей и формировании представлений о некоторых общих векторах направленности социальных процессов), есть в лучшем случае их поверхностное описание и измерение. Социальный процесс, если и поддается измерению (количество участников, количественные показатели ресурсов, статистика и т. п.) и описанию, то это вряд ли может претендовать на объяснение, прогнозирование и тем более управление этим процессом
Объяснить сущность социального процесса, в том числе и диагностировать его динамику, т. е. сделать вариативные предсказания о фазах его развития, это прежде всего провести аналитическую работу по исследованию всех его составляющих, по анализу того, что причиняет те или иные социальные действия или социальные метаморфозы и синтезировать полученные результаты в динамических моделях социальных процессов. Являясь вариативными, модели развития социальных процессов должны содержать в себе системы тестов-идентификаторов, по соответствии с которыми с той или иной степенью определенности можно судить о той или иной ветви развития социального процесса.
Вариативная дополнительность в социальных процессах
В социальных процессах, участниками которых являются коллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив (либо А, либо В), а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но, одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными путями его развития. Этот процесс напоминает растущее дерево социальных событий, которое растет не только всеми ветвями сразу, но, можно сказать, и своей корневой системой тоже. Корневой системой дерева социальных событий являются предыдущие социальные события, историческая переменная социального процесса. И в зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняются практическое и теоретическое осмысление и оценка предшествующих социальных событий. Значит, эти исторически предшествующие события так же изменяются и растут вместе со всем деревом социальных событий. И не учитывать этого при проектировании какого-либо социального процесса нельзя, как, впрочем, невозможно и учесть полностью.
Каким образом можно спроектировать и объяснить то, что реализуются сразу все (в том числе и принципиально нереализуемые) возможности развития социального процесса? Наверное, так же, как и объяснить то, что уже реализованное (в том числе исторически) и, казалось бы, безвозвратно ушедшее, внезапно оказывается влияющим не только на настоящее но и на будущее. В этом плане, вероятно, права поговорка о том, что стреляющему в прошлое из пистолета, будущее отвечает пушечным залпом.
Размышления, приведенные выше, должны показать, что социальное проектирование не представляет собой только механический просчет, количественный анализ и статистические выкладки. Это нечто большее, и осмысление процесса должно иметь в виду противоречивость этого вида практической и познавательной деятельности. Многофакторность социального развития, повышение степеней неопределенности и турбулентности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. То, что процессы с большим количеством разнокачественных производных невозможно систематически описать конечным числом информационных единиц, не является утверждением о том, что к этому не нужно стремиться. Речь идет не о непознаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно, релятивно.
Информационное взаимодействие социальных субъектов и новый тип: социальной реальности
Информационное взаимодействие социальных субъектов создает новый тип социальной реальности и требует новых методов и новых познавательных парадигм. В этой области оказываются применимыми фундаментальные научные результаты, например, принципы кибернетики Винера, теория информации Шеннона и др. Социальное проектирование вступает здесь в новую область знания — в социальную когнитологию, объединив прикладную социологию и фундаментальную социальную философию, что позволяет ввести как операциональное понятие — понятие информационного ресурса. Это понятие является одним из основных при релятивной оценке метаморфоз динамики социального процесса, его оптимизации, рационализации, гармонизации, праксеологизации и других параметров, что дает новое наполнение понятию социального управления, или социального менеджмента.
Методология возможных миров в социальном проектировании
В основе систематики конкретных методов социальной когнитологии и социального проектирования лежит фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие, как бы это ни показалось странным, восходит к Иммануилу Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками. Это понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условии? Выше мы уже говорили о дереве социальных событий. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереализованные реальности — возможные миры социального процесса. Как уже отмечалось выше, все ветви этого дерева растут одновременно. К примеру, реализуя реформирование нашего общества, мы, все вместе взятые, находимся на одной ветви, которая, актуализируясь, символизирует собою наши сегодняшние реалии. Но это не означает, что рядом не произрастают другие ветви (возможные миры) общественного развития. И где гарантия, что на каком-то этапе общество «не перескочит» на одну из возможных ветвей, которую, если проектировать только один мир социальных событий, мы не смогли даже осмыслить.
Социальный процесс как дерево социальных событий произрастает сразу всеми ветвями. Задача социального проектирования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и обосновать модели всех альтернативных ветвей, выбрать точки-идентификаторы, по которым можно отслеживать, по какому пути движется данный процесс, дать характеристики диагностики данного процесса, выработать средства оценки получаемых результатов, осмыслить этапность точек сочленения, расхождения, ветвления. Показать, наконец, какими операциональными способами возможна своеобразная «акупунктура» социальной диагностики. Все это в принципе осуществимо, если множество социальных версии трактовать не как отдельные альтернативы динамики социального процесса, а как множество возможных социальных миров. Социальное проектирование этого уровня связано с выработкой специального концептуального аппарата — аппарата реконструкции операционального вмешательства, социального предпочтения, социального решения, социального выбора, моделирования социодрам и социальных сценариев, выработки социальных технологий проектирования.
1.2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социальное проектирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления.
Социальное проектирование является теорией, но теорией особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, моде ли и методы, но и методики практической реализации социальных проектов. Можно сказать, что это — практическая теория социальных изменений, иди теоретическая практика социальных преобразований.
Основные предпосылки социального проектирования
Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального проектирования:
1. Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений.
2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей.
3. Потребность в реализации социального творчества.
4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемой, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов.
5. Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношений внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами.
6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности.
7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.
8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.
Наряду с данными предпосылками, которые можно назвать факторами социальной детерминации социального проектирования, нужно выделять и такие предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами данного процесса. В числе этих детерминант предпосылки, которые можно вы-членить в самом процессе социального проектирования, как форме теоретической и практически созидательной деятельности. К ним можно отнести следующие:
1. Многофакторность, вариативность социальных процессов и, как следствие этого, противоречивость, неупорядоченность подходов к разработке конкретных социальных процессов,
2. Принципиальная невозможность в рамках сколь бы то ни было развитой теории полностью реконструировать сложный социальный процесс и систематически прогнозировать во всех конкретных проявлениях его развитие.
3. Развитие и усложнение социальных отношений и развитие самой теории и практики социального проектирования, ее места и значения в общественной жизни.
4. Возрастание потребности создания единой теории социального проектирования, обобщающей эмпирический опыт и теоретические разработки в этой области.
5. Развитие комплекса социальных и гуманитарных наук, являющихся основой теории социального проектирования.
Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлении, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Такая задача существенно изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях. Можно выделить еще одно отличие, которое заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.
...
Задача выявления структуры органического объекта сведется к трем более частным задачам:
1) произвести эмпирический «неструктурный» (хотя и ориентированный на выявление определенных структурных моментов) анализ «ставшего», наиболее развитого его состояния;
2) выявить, найти каким-то способом структуру, которую можно было бы рассматривать как простейшую для него, генетически исходную;
3) найти закономерности развития, или, точнее, развертывания, этой структуры в более сложные, такие, чтобы в конечном счете они привели к структуре, характеризующейся всеми теми проявлениями, которые были выделены при эмпирическом «неструктурном» анализе «ставшего» состояния объекта. Решение этих трех задач и будет решением основной исходной задачи: выявить структуру функционирования заданного объекта.
Такой подход ориентирован на выделение тех моментов в эмпирическом материале, которые обусловлены структурой объекта, и, следовательно, должен уже исходить из определенного структурного анализа, из общих представлений о структурах и их проявлениях.
1.4. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социальное проектирование, как известно, имеет тесную связь с технологией реализации проекта. Технологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на методологических положениях социального проектирования и на методологии социальных наук. В таком случае можно надеяться на преодоление некоторых недостатков социальных проектов, которые являются слишком распространенными в практике конструирования проектов. Так, например, как один из недостатков можно упомянуть низкий уровень проектности выполняемых социальных проектов, заключающийся в замене конструирования адекватного (и специфического) социального проекта креацией социальных нифестаций, программ, скорее имеющих политическую с чем уяснение возможных перспектив развития социальных процессов. Также одним из недостатков является неадекватность социальных проектов преобразуемой действительности, проявляющаяся в искажении (случайном или же намеренном) и неучтении исходных социальных требований, предъявляемых к проектируемому социальному объекту. Препятствием для конструирования качественных социальных проектов также служит неразработанность методологической базы социального проектирования, результирующаяся несовершенством практики проектирования,
Основная цель социального проектирования
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам
Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества:
1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;
3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени. Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: т. е, он должен быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимые характеристики социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам, однако приписывание этих характеристик в качестве обязательных вносит четкий идеологический элемент в концептуальное определение социального проекта.
Социальный проект, очевидно, имеет структуру знаковых сообщений, поэтому он должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым.
Наиболее сложными являются проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине трудностей выражения социальных процессов в количественных показателях. Поэтому распространенной является практика качественно-содержательных оценок тех или иных параметров социальных процессов, что способствует необоснованной вариативности моделей социального развития. В целях конструирования адекватных социальных проектов неизбежным является технологизация социального проектирования.
Средства социального проектирования
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности, В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.
Проектные технологические стратегии
Технологические стратегии, применяемые в процессе социального проектирования, варьируются в зависимости от конкретной проектной ситуации. Так, например, в случаях некоторой неопределенности проблемного поля проектного воздействия возможен выбор стратегии случайного поиска, характеризующейся отсутствием какого-либо однозначного и четко определенного плаца разработки проектных решений.
Линейная стратегия Линейная стратегия применяется, как правило, в качестве взаимосвязанных последовательных действий, в которых каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий.
Разветвленные стратегии Разветвленные стратегии социального проектирования позволяют осуществлять многовариантную и альтернативную деятельность, включающую в себя поэтапное сопоставление вариантов, которые могут развиваться независимо друг от друга, проектов, что помимо других преимуществ, позволяет подвергать взаимодополнению проектные модели нескольких проектировщиков.
Циклические стратегии Применение циклической стратегии социального проектирования позволяет возвращаться непосредственно в процессе проектной деятельности к одному из предыдущих этапов конструирования.
Адаптивные стратегии Адаптивные стратегии предусматривают лишь начальное проектное действие, тогда как выбор последующих зависит от результатов предшествующих действий.
Стратегии приращения Стратегии приращения являются одним из вариантов адаптивного поиска в условиях традиционного проектирования. Обобщенные же стратегии, применяемые в целях создания социальных проектов, обладают некоторыми универсальными свойствами, удовлетворяющими требования совершенно различных социальных проектов. Проектные стратегии находятся в зависимости от целей проектной деятельности, достигаемых на различных ее этапах, причем эти цели могут быть названы этапными целями, которые соответственно определяют название этапов проектирования.
Выбор проектной стратегии
Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором методов и средств проектной деятельности, а также составлением организационной программы. Наиболее применяемыми методами социального проектирования являются следующие: социальных нормативов, социального баланса, социальной оптимизации, социальной регрессии, социальных последствий, социальной типологии и классификации, социального картографирования.
Организационная программа
Организационная программа обеспечивает целенаправленную и согласованную деятельность социальных проектировщиков на всех стратегических этапах проектирования, С ее помощью создается и поддерживается на протяжении всего процесса проектирования организация проектной активности как динамичной структурной целостности. Организационная программа имеет следующую типизированную структуру:
1) формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;
2) для исполнителей сценария определение ролей и распределение последних в зависимости от способностей деятелей;
3) каталогизация объектов проектирования;
4) четкое изложение действий, планируемых для достижения поставленной цели;
5) перечень средств действий и ожидаемых продуктов последних.
Организационное программирование находится в определенной зависимости от объекта проектной разработки. Оно может опережать, сопутствовать или отставать по отношению к объектным проектным преобразованиям в зависимости от выбранной стратегии проектного поиска, но тем не менее всегда зависит от обуславливаемых объектом проектных целей и задач.
В практике социального проектирования часто возможно использование имитационной модели, основывающейся на слиянии гипотетических представлений об объекте социального проектирования и особенностях реализации данного социального проекта в действительности. Имитационная модель способствует воспроизведению социального объекта на материале специально организованной социальной деятельности, в свою очередь, воспроизводящей проектно преобразуемую социальную действительность. Таким образом, имитационная модель имеет ценность социального эксперимента, позволяющего опробовать новые качества проектируемого объекта.
Общенаучные принципы социального проектирования
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:
1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;
2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;
3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;
5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;
6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.
Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.
Возможно упоминание некоторых, наиболее часто применяемых методов социального проектирования, краткое содержательное описание которых дано ниже:
1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;
2) метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних;
3) программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных;
4) структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных;
5) структурно-технологический метод: использует приняты технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;
6) проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции;
7) метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации;
8) программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции;
9) системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта;
10) системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных;
11) проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, средизации и дивергенции;
12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;
13) программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;
14) средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности;
15) средово-технологический метод: технологизации, средизации и организованности.
Методологическая разработка методов и методик социального проектирования Методологическая разработка методик начинается с определения содержания проектных задач, которые находятся в зависимости от заданных этапных целей социального проектирования. Определенная структура методик социального проектирования, зарождаясь на проектно-методологическом уровне, нуждается в практическом опробировании, в разработке конкретных социальных проектов. Разработка методик социального проектирования позволяет систематизировать непосредственно процесс проектирования, стратегию проектирования, уменьшить цикличность в стратегии и сделать процесс проектирования более управляемым. А также повысить эффективность самоконтроля проектировщиками своей проектной деятельности и совершенствовать профессиональные знания, Помимо того, доскональная работа с методиками социального проектировании помогает идентифицировать и формализовать процедуры решения проектных задач, ускорить процесс социального проектирования и повысить качество проектных результатов.
1.5. ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Инструментальная часть социального проектирования
Существование множества определений понятия социального проектирования не уничтожает необходимость определить это понятие более однозначным образом с целью использования этого определения в данном контексте. Обобщая различные определения проектирования, можно сказать, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.
В научной литературе, посвященной методическим проблемам социального проектирования, особое внимание уделяется инструменталъной, содержательной части проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Средства, методы и формы инструментария социального проектирования
Методы — это пути и способы достижения целей и решении задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта. В практике социального проектирования наиболее используемы следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.
Средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены не посредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (аукционы, платные услуги и т. д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалиста ми (например, работниками учреждении культуры, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Классификация социальных проектов
Особые характеристики социального проекта, позволяющие относить его к тому или иному типу, а также постановка и характер проектных целей находятся в некоторой зависи мости от так называемой ценностной позиции проектировщика, что имеет важные последствия и с точки зрения успешности реализации проекта, и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.
В зависимости от позиции проектировщика можно выделить два типа проектных стратегий, которые, в свою очередь, позволяют относить социальные проекты к тем или иным типам (видам).
Первый тип проектной стратегии ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В таком случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или же поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.
Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
Основой классификации социокультурных проблем, а так же их последующей характеристики и ранжирования, является модель ситуации, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соотвествующих определенным сегментам культуры. Типы социальных проектов могут быть рассмотрены, будучи означенными спецификой того или иного сегмента культуры. Всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологической культуры, политической культуры, физической и психи ческой культуры, профессиональной культуры. Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и об раза жизни. Причем, если при анализе образа жизни понятием «культура» характеризуется личностный уровень развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный, ценностно-ориентационный, институциональный.
Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями социального проектирования. Каждая из них,
во-первых, характеризуется типичными проблемами развития;
во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта;
в-третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества).
Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса званий и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально-психологической, педагогической и др.
Kраткие характеристики различных типов социальных проектов.
Социальные проекты (и программы) историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы.
Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.
Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.
Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса званий и соответствующей подготовки: культурология потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.
В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д.
Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например, такие как:
— образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.;
— социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению последними какой-либо новой для них профессий);
— профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);
— профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).
 
Лучшая IT компания в Казахстане - Global Services International