n w    w w w w

baner
Главная Альтернативная экономика Альтернативная экономика Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств: теория и практика экономики дара
large small default
Печать

Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств:  теория и практика экономики дара

   
С.Ю. БАРСУКОВА
 
(в сокращении)
 
Людям свойственно делиться с ближним. Семьи, регулярно помогающие друг другу
продуктами, трудом, деньгами, советами, образуют сети.
   
1.1. Понятие реципрокности . Отличие дара от товара и дани
 
Вследствие распада форм общественного хозяйства, особенно на селе, сокращения
социальных обязательств государства, хронических неплатежей заработной платы роль
домохозяйства как производственной единицы значительно возрастает. Но продукты
такой деятельности далеко не всегда попадают на прилавки рынка или потребляются
внутри семьи. Зачастую они не приобретают форму товара, а вступают в мир обмена в
статусе дара, образуя иную реальность, — так называемую экономику дара (gift-based
economy). Соответственно суть обмена существенно трансформируется. Если для
товаров предполагается рыночный обмен, то дары формируют паутину реципрокности,
под которой понимается обмен дарами между членами социальной горизонтальной сети,
объединяющей представителей одного или разных  социокультурных полей. Таким
образом, понятие реципрокности  можно редуцировать до слов “взаимность даров”.
 
Остановимся на основных характеристиках  реципрокных  отношений в их сравнении с
товарным обменом.
 
Реципрокный  обмен происходит в форме одаривания (а не продажи), что, однако, не
означает альтруистической готовности ничего не получить в ответ. И хотя сроки
“отдара” не оговариваются и взаимность достигается только в долгосрочном периоде,
каждый участник реципрокных  отношений понимает необходимость ответного жеста.
Принципу товарного обращения “товар—деньги—товар” противостоит идея
пролонгированной возвратности и взаимности даров. Продажа товара возможна как одноразовая сделка незнакомых партнеров, но обмен дарами предполагает стабильность контактов. Товарный обмен — воплощение абстрактности отношений, их ниверсальности, тогда как обмен дарами — это всегда конкретные отношения, предполагающие партикуляризм их реализации. Обезличенной одноразовой сделке “купил—продал” противостоит стабильность отношений “отдал—получил”.
 
Субъекты дарообмена выбираются из числа родственников и друзей на основе
необъяснимых с экономической точки зрения преференций, симпатий и антипатий. Сеть
строится на системе предпочтений внеэкономического характера, тогда как сущность
товарного обмена заключена в универсальности отношений анонимных контрагентов.
Регуляторами реципрокных  отношений выступают культурные нормы, а не обезличенные законы рынка.
 
Реципрокность не преследует цели максимизации прибыли. Смысл этого типа социальных отношений состоит в защите близких людей от внешней среды, противостоянии неблагоприятным обстоятельствам общими силами, выравнивании жизненных шансов участников сети. Дарение носит бескорыстный, а продажа — корыстный характер. Товарный обмен воспевает обогащение в одиночку, а дарообмен помогает выживать сообща.
 
Реципрокность накладывает на участников сети неформальные обязательства “платить
по счетам”. Плата может быть самой разнообразной, вплоть до почтительного отношения
к дарителю. Условия “сделки” нигде не оговариваются, но однозначно понимаются,
поскольку участники реципрокных  отношений умеют декодировать смысл даров, не
выходить за допустимый диапазон просьб и выдавать ожидаемые реакции на призыв о
помощи. При обмене же товарами всегда жестко проговариваются условия сделки,
выторговывается режим благоприятствия для себя в ущерб контрагенту, что вовсе не
обязательно означает общность культурного пространства участников сделки. Если
рыночный обмен предполагает ясную договоренность сторон, то отношения
реципрокности  основываются на догадливости в рамках культурного контекста.
 
Реципрокность и товарный обмен строятся на принципиально различном отношении к
понятию “риск”. Экономика дара нацелена на минимизацию риска путем его
перераспределения между участниками сети. Страхование риска совокупными
ресурсами участников сети является скрытым мотивом реципрокных  взаимодействий,
лозунг которых “Безопасность прежде всего”. Товарный обмен и логично вытекающий
из него принцип максимизации прибыли, наоборот, используют рисковые ситуации в
качестве прорывных, позволяющих изменить диспозицию сил рыночного сообщества. В
экономике дара риск означает опасность, а в товарном пространстве риск таит в себе и
опасность, и соблазнительную возможность. Дары делают жизненное пространство
индивида менее рисковым, для товарного же обмена риск — элемент конкурентной
среды.
 
Обязательства сторон сделки могут нарушаться как при реципрокных  отношениях, так и
при рыночном обмене. Нарушителей рыночной дисциплины называют
необязательными, а игнорирующих нормы  реципрокности  неблагодарными. Но
механизм страхования от подобных ситуаций принципиально различен. Рыночные
сделки страхуются формальными санкциями или неформальными силовыми методами.
Нарушение неписаных норм поведения в экономике дара карается лишением доверия,
что означает исключение провинившегося из сети  реципрокных  взаимодействий.
Стимулом участия в дарообмене становится обретение репутации как формы
социального капитала. Принуждение к исполнению обязательств (enforcement)
реципрокности  строится на угрозе социальной изоляции, при товарном обмене — на
материальных и зачастую формальных штрафах и наказаниях.
 
Значимость дара определяется его субъективной ценностью для одариваемого. Она не
зависит напрямую от рыночной стоимости предмета дара, а сводится к представлениям о
полезности полученного блага. Реципрокные  отношения не строятся на стоимостной
эквивалентности обмена, тем самым релятивизируя рынок как ценность или, по крайней
мере, отказывая ему в доминировании над такими категориями  как родство,
солидарность, взаимопомощь, опека и пр. Эквивалентный обмен стоимостями
замещается паритетным обменом ценностями или представлениями о полезности.
В обмене дарами люди первичны, а дары — вторичны, поскольку дарообмен зависит от
отношений обменивающихся, возникающих между ними коллизиях, соотношения их
статусов, социально-демографических характеристик и т . п. В товарном обмене,
наоборот, обмениваемые блага задают отношения обменивающихся, т. е. вещи
доминируют над людьми. Рыночный обмен устанавливает отношения между объектами
обмена, обмен дарами — между субъектами одаривания. Реципрокные  отношения
удерживают в фокусе обменивающихся, а рыночные отношения — обмениваемое.
Деньги присутствуют и в  реципрокности, и в товарном обмене. Но реципрокность, не
претендующая на стоимостной эквивалент обмена, использует деньги в качестве
предмета дара или заемного средства, а не расчетного инструмента. Денежные дары
являются индикатором близости членов сетей домохозяйств, поскольку деньги
опосредуют обмен между системами, тогда как внутри систем домохозяйств деньги
превращаются в дар. Фактически денежная оплата товаров и услуг фиксирует границу,
за которой заканчивается мир наиболее близких отношений привязанности.
Реципрокность отказывает деньгам в опосредующей роли, выполняемой при товарном
обмене, и превращает их в дар, возможный и допустимый только в отношении наиболее
близких людей.
 
Реципрокность предполагает рутинизацию и ритуализацию дарообмена. На уровне
традиций прописаны формы благодарности и диапазон допустимых просьб. Следование
традициям — самый верный путь укрепления положения участника экономики дара.
Товарная же экономика отводит верхние этажи своего мира для решившихся на
инновацию. Рыночный лидер — тот, кто выдвинулся за черту доступного всем
поведения и при этом экономически преуспел. Экономика дара нацелена на
стабильность, часто ценой сокращения среднего дохода ее участников, а товарный обмен
предполагает инновационный прорыв как попытку наиболее предприимчивых
максимизировать свою прибыль.
 
В реципрокных  отношениях обмен выполняет роль символа “доброй воли” и намерения
упрочить отношения, т. е. служит формой поддержания социальной  включености.
Товарный же обмен основан на экономической целесообразности, в нем превалирует
идея продуктовой оптимизации. Дарообмен — инструмент приращения социального
капитала, а товарообмен — экономического.
 
Лучшая IT компания в Казахстане - Global Services International