n w    w w w w

baner
Главная
large small default
Печать

Модель местного самоуправления в Республике Казахстан:   конституционно-правовой анализ

Заседание Правового совета при НДП «Нур Отан», в рамках которого состоялся «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы дальнейшего развития местного самоуправления»
 
(Астана, 30 мая 2011 г.)
     
30 мая 2011 года проведено заседание Правового совета при НДП «Нур Отан», в рамках которого состоялся «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы дальнейшего развития местного самоуправления».
Организаторами мероприятия являются Правовой совет при НДП «Нур Отан» и Институт парламентаризма НДП «Нур Отан».
В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Парламента, члены Правового совета при НДП «Нур Отан», представители государственных органов, местных исполнительных и представительных органов, неправительственных организаций, отечественные ученые и эксперты.
Цель мероприятия - обсуждение актуальных вопросов дальнейшего развития местного самоуправления в свете реализации поручений Главы государства Н.А.Назарбаева, данных на расширенном заседании Правительства 17 апреля 2011 года.
Развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества. В настоящее время имеет место наличие серьезных проблем в вопросах организации и осуществлении местного самоуправления в Республике Казахстан.
Не вызывает сомнений необходимость дополнительного анализа существующей политики и внесения в нее необходимых корректив в рамках действующей конституционной модели местного самоуправления.
Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление представляет собой первичный уровень организации власти на местах, обеспечивающее в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.
Существование местных сообществ, облеченных реальной ответственностью и правами, делает возможным решение многих вопросов именно на местном уровне, что в конечном итоге может обеспечить такое управление, которое было бы одновременно эффективным и приближенным к каждому гражданину.
В Республике Казахстан, как и во многих государствах мира, решение многих жизненно важных для людей вопросов сегодня находится в сфере ответственности местных исполнительных органов власти. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на развитии территорий и решений вопросов местного значения, что в свою очередь имеет отрицательное воздействие на реализацию гражданами ряда конституционных прав, включая право на местное самоуправление.
Следует отметить, что в Казахстане становление полноценной системы местного самоуправления, позволяющей соединить в единое целое интересы государства, общества и личности, а также призванной решать проблемы населения во всех без исключения административно-территориальных единицах, сохраняет проблематичный характер.
На мероприятии обсуждались следующие актуальные вопросы дальнейшего развития местного самоуправления: совершенствование законодательства о местном самоуправлении, вопросы передачи части полномочий органов государственного управления местному самоуправлению, перераспределение и уточнение полномочий между уровнями самоуправления, полномочий депутатов маслихатов, совершенствование контроля за расходованием бюджетных средств и повышение эффективности системы местного государственного управления и самоуправления, финансовой обеспеченности для решения задач местного значения.
По итогам «круглого стола» выработаны предложения и рекомендации по вопросам  дальнейшего развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
Модель местного самоуправления в Республике Казахстан:   конституционно-правовой анализ
     
Кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Евразийской Академии о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели.
 
Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели местного управления и самоуправления для нашей страны в настоящее время приобретает первостепенное значение. Этот вопрос после майских конституционных реформ 2007 года приобрел еще большую актуальность. В ежегодном Послании Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» было указано о необходимости принятия пакета законодательных актов, направленных на реализацию конституционных новаций, устанавливающих принципы формирования и осуществления местного самоуправления, порядок назначения акимов и полномочия маслихатов [1].
 
В свете принятия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления»[2] значимым является вопрос о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели. Формирование местного самоуправления для Казахстана - это одна их трудных задач реформирования казахстанской государственности, поскольку опереться на аналогичный отечественный опыт не представляется возможным. Поэтому, как ученый-конституционалист, убежден, что принятие вышеназванного закона не снимает с повестки дня проблемы поиска оптимальной модели местного самоуправления.
 
Замечания по закону
 
В новом Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении», к сожалению, остается нерешенным вопрос формирования в стране реального института местного самоуправления в понимании Европейской Хартии местного самоуправления[3].
 
Во-первых, в Законе не определены четкие различия местного государственного управления и местного самоуправления, поскольку органы, через которые происходит осуществление или реализация местного государственного управления и самоуправления, совпадают.
 
Маслихат одновременно является органом местного государственного управления (ст. 85 Конституции РК) и органом, через который осуществляется населением местное самоуправление (п. 2 ст. 89 Конституции РК). Акимат - есть коллегиальный орган, возглавляемый акимом, осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. Более того, в Законе определено, что как аппарат акимата, так и аппарат маслихата являются «государственным учреждением».
 
Во-вторых, в Законе остается до конца нерешенным вопрос, что относится к предметам ведения органов местного самоуправления, а что - органов государственной власти. Отсутствие четкой грани между «делами государства» и «делами местного сообщества», а также «раздвоение» акимов и «маслихатов позволяет прийти к выводу о наличии в правовой жизни Республики Казахстан признаков конституционно-правовых фикций.
 
В-третьих, редакция статьи 39-1 Закона наделяет иностранцев и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории местного сообщества, правом на участие в осуществлении местного самоуправления, а статья 39-2 п. 1 пп. 2) наделяет правом члена местного сообщества правом избирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления. Эта норма вступает в явное противоречие с п. 3 ст. 86 Конституции РК, ибо депутатом маслихата может быть избран только гражданин Республики Казахстан. Необходимо отметить, что выборы являются не единственной формой осуществления местного самоуправления. При модели, когда маслихаты являются в том числе и государственным органом, норма, наделяющая «не граждан Казахстана» правом на участие в осуществлении местного самоуправления опасна с точки зрения политических рисков и национальной безопасности Республики Казахстан.
 
В-четвертых, исходя из отсутствия опыта существования местного самоуправления в нашей стране, в Законе следовало бы перечислить и уточнить формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата и члена выборного органа местного самоуправления, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, собрание делегатов, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и др.). Необходимость такого уточнения вызвано и тем, что в пункте 2 статьи 3 Конституции РК среди непосредственных форм реализации власти народом Казахстана, назван республиканский референдум, но - не местный референдум.
 
В-пятых, местное сообщество в законе определяется, в первую очередь, как «совокупность жителей (членов местного сообщества)». Вместе с тем, возникает вопрос в какой организационно-правовой форме будет выступать местное сообщество в гражданском обороте, если его не наделить правами «юридического лица», собственной экономической базой, как оно будет пополняться источниками дохода, как будет распоряжаться финансами? Этот вопрос выходит на несколько иную плоскость своей правовой институциализации - появлению муниципального бюджета, муниципальных налогов и необходимости разграничения государственного и муниципального бюджетов. Дальнейшая муниципализация должна привести к изменению недавно принятых Налогового и Бюджетного кодексов.
 
В-шестых, следует согласиться и с тем, что эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности реализации права на местное самоуправление[4]. Социально-психологическое состояние людей, их жизненный опыт, отношение должностных лиц к правам граждан, уважение к Конституции и ряд других психологических факторов являются важными посылами при реализации конституционных прав и свобод и конституционно-правового развития государства. Недопустим «отрыв юридической формы от политического содержания, ибо такой отрыв неминуемо приводит к формализму»[5].
 
Выводы
 
Таким образом, изменения законодательства по вопросам местного государственного управления и самоуправления при всем критическом подходе к новому закону, являются немаловажным событием в конституционно-правовой жизни Казахстана; убежден, что ныне действующая редакция этого закона является не последней. Местное самоуправление может и должно способствовать постепенному переходу Казахстана к демократическому политическому режиму.
 
Уровень доверия населения к государственной власти во многом зависит от доверия населения к органам местного самоуправления, которые решают повседневные проблемы граждан. Будучи связующим звеном между обществом и государством, выступающим органической частью системы сдержек и противовесов (работающих не только по горизонтали, но и по вертикали) местное самоуправление является необходимым этапом в строительстве правового государства.
         
Литература:
     
[1] См.: Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» //Казахстанская правда, 2008г. 28 июня.
 
[2] См.: Казахстанская правда, 2009г. 13 февраля.
 
[3] Европейская Хартия местного самоуправления //СЗ РФ. 1998. №36. Ст.4466.
 
[4] См.подр.: Канищев В.П. Конституционно-правовые гарантии деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2000. С.9-10.
 
[5] Фарбер И.Е. Сущность и способы применения советского закона. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Москва, 1951. С.5.
         
Органы местного самоуправления должны быть независимыми
 
25 апреля 2011
       
Органы местного самоуправления (МСУ) должны быть независимы от маслихатов. Об этом Business Resource сообщил политолог Досым Сатпаев.
 
«То, что сейчас премьер призвал наделить полномочиями органы МСУ, не совсем верно, возникает вопрос: а кого он имел в виду под органами МСУ, если их в республике нет, так как нет самого закона. Наши чиновники, осознанно или неосознанно, ставят знак равенства между местным МСУ и маслихатами. А это разные вещи, институты местного самоуправления должны отдельными независимыми органами, иметь альтернативные источники финансирования с тем, чтобы быть независимыми от маслихатов», - сказал Business Resource Д.Сатпаев.
 
Проблема в том, что закон о местном самоуправлении так и не приняли, отметил политолог. Несколько раз пытались вносить проект закона, однако он постоянно возвращался на доработку. Принятие закона также требует внесения изменения в Налоговый и бюджетный кодекс, другие законодательные акты.
 
По его мнению, нужно принять сам закон о МСУ, провести бюджетную децентрализацию. Но провести ее, когда все находится в руках акимов, невозможно.
 
«Акимам невыгодно, если у них в регионе появится отдельный орган с определенной долей самостоятельности, им народный контроль не нужен. К тому же, в этом не заинтересована сама власть, правящая элита. Потом что все 20 лет у нас шел другой процесс, когда создавали централизованную иерархическую систему», - отметил Business Resource политолог.
 
Как сообщалось ранее, глава кабинета министров Карим Масимов в ходе заседания правительства распорядился возобновить работу по развитию МСУ.
 
Галия Жанибекова
 
Депутатский запрос к Премьер-министру: о местном самоуправлении
 
5 ноября 2009
     
Астана, 4 ноября, Дом Мажилиса. На состоявшемся в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Мурат Абенов:
 
«Уже прошло больше 8 месяцев как вступили в действие поправки в законодательство, благодаря которым в Республике Казахстан впервые за время приобретения независимости создана правовая основа для внедрения местного самоуправления. Конечно, выводы еще рано делать.
 
В ходе выезда депутатов Парламента в регионы по разъяснению основных положений Послания Президента РК Н.А. Назарбаева была возможность убедиться, что принятие этих поправок было не только своевременным, но и необходимым этапом проводимых реформ.
 
Основная цель нововведения - через рационально организованное самоуправление эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
 
Важной особенностью последнего Послания Главы государства является то, что впервые в реализации мероприятий наряду с местным государственным управлением были задействованы органы местного самоуправления. Как известно, новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости предполагает основную часть поставленных задач по обеспечению стратегии занятости и переподготовки кадров, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего бизнеса осуществлять на региональном уровне. Было принято решение выделить значительные средства для решения проблем местного значения областям, районам и аулам на реконструкцию и модернизацию коммунальных сетей, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего, школ и больниц.
 
Основные мероприятия «Дорожной карты» осуществляются именно на местном уровне, регионам выделены значительные бюджетные средства на проведение антикризисных мер. Перед органами местного самоуправления стоит ответственная задача контролировать их использование. Также и в реализации индустриальной политики, поддержке малого и среднего бизнеса Глава государства отводит ключевую роль местной власти, так как «они лучше знают ситуацию на местах, и у них имеются все полномочия, а главное ресурсы и соответствующий инструментарий для проведения политики индустриализации».
 
В связи с этим наиболее оптимальным видится централизация определения стратегии развития и децентрализация подбора тактических подходов.
 
Такие подходы для решения региональных задач были определены еще в предвыборной платформе 2007 года НДП «Нур Отан». Основная идея в том, что проблемы местного значения должны решаться местными органами, которые лучше всех могут справиться с этим. Только самостоятельные смелые и ответственные решения органов местного самоуправления в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти смогут обеспечить задачу жесткой экономии и строжайшей финансовой дисциплины.
 
По итогам прошедшего 15 мая съезда партии «Нур Отан» Главой государства поставлены серьезные задачи форсированного индустриального развития перед местными органами власти: «необходимо думать не только о реализации планов, спущенных сверху, но и самим проявлять инициативу и брать дело в свои руки. Нужно четко планировать экономическое развитие региона и оптимальное размещение производительных сил в области во взаимоувязке с общестрановой стратегией». Перед региональными властями поставлена задача - всесторонне на постоянной основе поддерживать и развивать частный бизнес на местах, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей. Также отмечена необходимость отойти от пассивной политики, когда фактически просто ведется учет реализуемых в области проектов и перейти к активной политике создания новых производств и мобилизации предпринимательской инициативы, содействуя всеми имеющимися у региона ресурсами.
 
В то же время возникают вопросы: хватит ли полномочий местного самоуправления для решения сложных задач? Сможет ли этот закон активизировать социально-экономические и политические процессы в регионах?
 
Поездка по регионам показала, что уже есть положительные примеры поиска новых форм внедрения местного самоуправления, направленных на активизацию участия граждан в решении вопросов местного значения. Так, например известна активная деятельность Общественных советов местного самоуправления в городе Усть-Каменогорск. На сегодняшний день эти структуры не только вносят предложения по реализации мероприятий антикризисной программы, но и ведут совместно с акиматами общественный контроль за исполнением «Дорожной карты». И это уже общепризнанная действенная структура нового института власти.
 
Созданная Палата общественной экспертизы при Гражданском Альянсе в городе Павлодаре начинает работу по общественному контролю за выполнением отраслевых программ и исполнением местного бюджета. Общественники готовятся к проведению собраний и сходов членов местных сообществ, направленных на повышение их гражданской активности.
 
Активно включились в работу ревизионные комиссии Карагандинской и Северно-Казахстанской областей. Проведение различных круглых столов, семинаров, тесное взаимодействие с депутатами Парламента РК позволяют внедрять новые подходы по контролю за использованию государственных средств.
 
Интересен опыт сельских потребительских кооперативов Кызылординской области, созданных почти во всех населенных пунктах региона при поддержке местных акиматов. Они осуществляют свою деятельность через реализацию госзаказов и сотрудничают с различными фондами. Демократично избранные председатели кооперативов организуют решение многих вопросов местного значения. Все кооперативы объедены в созданную областную Ассоциацию. Часть мероприятий по «Дорожной карте» реализуется через эти структуры, особенно в тех населенных пунктах, где из-за незначительности объема финансовых средств бизнес - структуры не проявляют коммерческого интереса.
 
Все это еще раз убедительно доказывает, что внедрение местного самоуправления - это своевременная необходимая мера. Органы государственного управления видят в создаваемых структурах возможность использовать инициативу граждан в совместном решении социальных проблем местного населения. Тесное сотрудничество в реализации «Дорожной карты» помогло не только выработать новые формы сотрудничества, но и повысило уровень доверия населения к власти, которая благодаря выделенным для регионов по поручению Главы государства значительным финансовым средствам может оперативно решать насущные проблемы местного значения.
 
Вместе с тем, в Мажилис Парламента поступают обращения депутатов маслихатов из различных регионов страны, связанные с реализацией данного закона, в частности, деятельностью ревизионных комиссий маслихатов.
 
Несомненно, принятие закона - только один из этапов внедрения местного самоуправления. Поэтому новый статус маслихатов требует решения ряда организационных вопросов, в том числе широкой разъяснительной работы.
 
1. Разработка и реализация программы.
 
Видится необходимым разработка и реализация государственной программы развития местного самоуправления, как и было определено в Народной платформе НДП «Нур Отан».
 
22 июня текущего года на расширенном собрании фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента мною на Ваше имя был адресован вопрос о целесообразности разработки данной программы. Вы в своем ответе признали, что после вступления закона в силу необходимо либо принять государственную программу, либо сделать вопросы местного самоуправления большой составной частью разрабатываемой программы «Стратегия развития до 2020 года». На какой стадии находиться эта работа? Предусмотрена ли возможность участие в подготовке проекта различных заинтересованных сторон, в том числе депутатов маслихатов и Парламента?
 
2. Укрепление аппарата ревизионных комиссий маслихатов.
 
Как известно, основная роль в осуществлении контроля за местным бюджетом по закону и новому Бюджетному кодексу отводится ревизионным комиссиям маслихатов, уполномоченным осуществлять внешний контроль за местными бюджетами. Как отмечал Глава государства в своем выступлении на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007 года, «Эти решения резко повышают политическую роль маслихатов, которые будут представлять действенное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов». Несомненно, что для осуществления новых полномочий и решения поставленных задач маслихаты должны организовать работу в соответствии с новым Конституционным статусом.
 
Они должны быть укреплены создаваемыми аппаратами ревизионных комиссий с введением дополнительных штатных единиц. Решение данного вопроса оставлено до 2010 года. Это в свою очередь не позволяет в полной мере осуществлять предусмотренные законодательством функции.
 
На сегодняшний день неукомплектованность аппарата ревизионных комиссий маслихатов в соответствии новому статусу не позволяет в полной мере осуществлять предусмотренные законодательством функции и из-за этого нередко подвергаются необоснованной критике. Невнятная позиция центральных органов не позволила местным органам принять решение по кадровым и организационно техническим вопросам. Бюджеты уже в основном сформированы, а своевременных заявок по этим расходам в бюджетные комиссии не поступало. До сих пор нет согласованной позиции по статусу членов ревизионной комиссии. Будут ли они являться государственными служащими? Отсылка на самостоятельное решение этого вопроса самими маслихатами не вносит полной ясности в этот вопрос, т.к. существует ограничение по численности аппаратов маслихатов. В то же время отсутствие у будущих ревизоров статуса государственных служащих снижает их роль и степень ответственности, в том числе и коррупционной, на законодательном уровне.
 
Вместе с тем, согласно письму министра экономики и бюджетного планирования в адрес маслихатов, было принято решение о сохранении Комитета финансового контроля с учетом того, что в настоящее время значительно увеличились объемы трансфертов и субвенций местным бюджетам, что требует усиления контроля за эффективностью их использования.
 
Между тем, задается резонный вопрос: разве контроль за использованием республиканского бюджета, в том числе трансфертов и субвенций местным бюджетам не прерогатива Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета? Это напрямую противоречит Бюджетному кодексу.
 
3. Организационные вопросы.
 
Во многих регионах все еще остаются неясным порядок проведения сходов жителей, методика осуществления ревизионных проверок, вопросы отчетности депутатов.
 
Это приводит к тому, что в ряде областей мероприятия, предусмотренные законом, не соответствуют нормам законодательства. В большинстве акиматов не проведено перераспределение должностных обязанностей, учитывающих их изменившийся статус как исполнительных органов местного самоуправления. Обязательные ежегодные отчеты депутатов не носят систематизированный характер.
 
4. Разъяснительная работа.
 
Внедрение нового в нашей стране института местного самоуправления требует и широкой разъяснительной работы, как среди органов самоуправления, так и членов местных сообществ. Процесс введения местного самоуправления - задача, требующая тщательно разработанной, логически взаимоувязанной политики, отражающей все важнейшие аспекты регулирования местного сообщества. Они, к сожалению, в силу различных причин остаются недостаточно раскрытыми как в теоретико-методологическом, так и практическом плане, оставаясь по-прежнему недостаточно разработанной областью отечественной науки. Поездка по регионам показала отсутствие информации о новом институте управления у большей части населения
 
Необходимо включать в учебные планы обучения учащихся всех учебных заведений, особенно связанных со сферой государственного управления, программы по вопросам местного самоуправления. Определить темы курсовых работ кандидатских и докторских диссертаций, запланировать проведения научных конференций и семинаров. В средствах массовой информации проводить целенаправленную работу по разъяснению гражданам их конституционных прав. Для депутатов маслихатов проводить обучения в связи с изменившимся статусом. Разработать различные методические рекомендации и брошюры по данному вопросу.
 
5. Создание необходимых условий.
 
Согласно ст. 39-5 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении», все государственные органы должны создавать необходимые правовые и организационные условия для становления и развития местного самоуправления. С учетом неотложных задач, стоящих перед органами местного самоуправления по реализации поручений, озвученных в Послании Президента РК, виделось бы целесообразным мобилизовать усилия всех исполнительных и представительных органов на местах для скорейшего его внедрения.
 
Хотелось бы напомнить слова Президента страны Н.А. Назарбаева о том, что реформирование системы государственного управления имеет конечной целью, в первую очередь, повышение удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых государством. И это главный критерий оценки эффективности работы государственного аппарата».
     
В Боровом обсудили проект Закона «О местном самоуправлении в РК»
 
7 сентября 2008
       
БОРОВОЕ. 5 сентября. КАЗИНФОРМ /Бауыржан Муканов/ - Сегодня в Боровом (Акмолинская область) Институт парламентаризма НДП «Нур Отан» при поддержке программы развития ООН в Казахстане провел четвертое заседание политического клуба межпартийного и общественного диалога на тему: «Концепция к проекту Закона «О местном самоуправлении в РК», передает корреспондент Казинформа.
 
«Мы обсудили концепцию, и в ходе слушаний высказывались различные мнения. Хотел бы отметить, что концепция разработана в рамках государственного социального заказа. Думаю, к ноябрю ее проект будет окончательно проработан. Необходимость в принятии этого Закона назрела давно, ведь Конституция РК была принята еще в 1995 году и Закон «О местном самоуправлении в РК» должен был быть принят в 1997 году», - сообщил заведующий отделом экспертизы и мониторинга законодательства Института парламентаризма Бауржан Уакпаев.
 
«Реформа местного самоуправления затрагивает интересы не только политиков, но и каждого казахстанца. Она даст возможность обустроить жизнь в каждом конкретном городе и ауле по воле и разуму их жителей, а не по предписаниям сверху», - сказал на заседании политклуба секретарь центрального аппарата НДП «Нур Отан» Серик Ахметов.
 
В настоящее время Министерство юстиции РК разрабатывает проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления». Проектом закона предлагается усиление роли маслихатов. Также одно из его основных положений гласит, что местное самоуправление осуществляется через маслихаты, кенесы, общественные объединения, не противоречащие действующему законодательству.
 
Кенес, как представительный орган местного самоуправления, будет образовываться в пределах города районного значения, сельского округа и поселка. При этом акимы районного значения, сельского округа и поселка в своей деятельности будут подотчетны кенесу и вышестоящему акиму.
 
При разработке концепции учитывались положения Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, модельный закон СНГ в данной сфере, а также опыт законодательства стран СНГ и дальнего зарубежья.
   
 
Лучшая IT компания в Казахстане - Global Services International