n w    w w w w

baner
Главная Статьи из Интернета Самоуправление Опыт внедрения самоуправления в городе Риддер ВКО Казахстан
large small default
Печать
   

Опыт внедрения самоуправления в городе Риддер ВКО Казахстан


 
Из Сборника «Лучшие практики реализации прав граждан на участие в управлении территориями»
 
Усть-Каменогорск,
Социальный корпоративный фонд «ЗУБР»,
2008
 
полный текст Сборника
     
Дорогие читатели!
 
Команда Социального корпоративного фонда «ЗУБР» рада представить Вашему вниманию данный сборник Лучших практик. Наши постоянные читатели знают, что это не первый подобный сборник. В 2007 году был впервые издан «Сборник Лучших практик оказания социальных услуг» в рамках государственного социального заказа Департамента внутренней политики Восточно-Казахстанской области. Сама технология бенчмаркинга в данной сфере – сбора, описания и распространения Лучших практик была впервые апробирована нашими коллегами из Института экономики города (Москва).
Мы убеждены, что успешное развитие как социально-экономической, так и общественно-политической сферы зависит от своевременности и эффективности применения современных управленческих технологий. Технология сбора и последующего применения Лучших практик – одна из таких. Именно поэтому мы сочли возможным применить её в сфере реализации прав граждан на участие в управлении территориями, в деле создания практической базы для развития местного самоуправления в Казахстане.
Введение 
«Порядок в доме – порядок в государстве…»
М. Тэтчер
О местном самоуправлении (МСУ) сегодня говорят и будут говорить много. Политики и юристы готовят законопроекты, разрабатывают нормативно-правовые акты, задача которых законодательно закрепить деятельность органов МСУ. Но создание МСУ не может ограничиться только законопроектом. Как показывает история, ни один, даже самый эффективный и продуманный закон, не сможет заставить людей жить по его правилам, если он не пройдет через их умы и сердца. Несомненно, для этого потребуется время, но начинать работу нужно уже сейчас.
Большинство политологов, характеризуя развитие демократического процесса в странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, называют его имитационной демократией, т.е. демократические реформы провозглашаются, но или тормозятся, или просто имитируются. Как следствие, возникают сложности с реализацией гражданами фундаментальных демократических прав и свобод, гарантированных Конституцией страны. Поэтому важно создавать условия, при которых демократические преобразования будут понятны населению страны, законодательные инициативы будут подкреплены эффективными моделями и механизмами практической реализации. Одной из таких крупных реформ, обсуждение и подготовка которой идет в Казахстане уже не первый год, является внедрение местного самоуправления (МСУ).
Система МСУ должна дать людям, особенно проживающим в сельских районах (в Казахстане это около 44% населения), возможности для более полной реализации демократических прав и свобод, таких как право на свободное получение информации, выражение мнения, на участие в выборах, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Но важно отметить, что в Казахстане практически нет исторического опыта организации местного самоуправления, да и стартовые условия, в том числе менталитет населения, готовность в полной мере пользоваться имеющимися правами и свободами, существенно отличаются от европейских. Именно поэтому, на наш взгляд, сегодня необходимо проводить системную работу не только на уровне законодательных процессов, но и в плане подготовки необходимой «почвы»/базы для практического внедрения системы МСУ в селах и районах страны.
Социальным корпоративным фондом «ЗУБР» был разработан и реализуется проект при финансовой поддержке Европейского Союза «Практические модели реализации прав граждан на участие в управлении территориями в Республике Казахстан».
Цель проекта: выработка и апробация практических механизмов и моделей реализации прав граждан на участие в управлении территориями совместно с населением и органами МСУ.
Данный проект направлен на подготовку необходимой «почвы»/базы для практического внедрения системы местного самоуправления (МСУ) на примере Восточно-Казахстанской области, так как именно МСУ является одним из практических механизмов реализации конституционного права граждан на участие в управлении своей страной (далее – право граждан на участие в управлении территориями). Безусловно, процесс практического внедрения МСУ – дело далеко ни одного года, предполагающее серьёзную работу на разных уровнях власти и с разными группами населения по созданию механизмов функционирования системы местного самоуправления с учётом специфики казахстанского общества и особенностей государственного устройства.
Местное самоуправление не может быть внедрено, если население и государственные служащие (которые также являются частью населения и воспитаны той же средой) не имеют представления о том, как может работать МСУ, плохо представляют себе, каким образом они могут воспользоваться имеющимися правами, опасаются возникновения лишних проблем в ходе очередной реформы.
Поэтому необходимо вовлечение населения в дела района, города, поселка, участие его как партнера, а не просто исполнителя воли вышестоящих. МСУ должно начинаться с хорошо обустроенных и уютных подъездов, улиц, домов, поселков, только тогда население будет проявлять активность в решении своих проблем, заботиться и беречь уютный и комфортный двор своего дома, а за ним и улицы, поселки, города.
В данный сборник вошли реальные, практически применимые механизмы и модели непосредственного участия граждан в жизни своей территории (города/посёлка), так называемые Лучшие практики.
Что такое Лучшая практика?
Существует несколько определений Лучшей практики:
  • это технология, хорошо зарекомендовавшая себя в различных сферах, где стоит проблема поиска наиболее эффективных путей передачи и использования накопленного опыта;
  • канал передачи передового опыта в различных сферах муниципального управления (что делают другие?), индикатор оценки качества управления в муниципальном образовании (насколько правильно делаем мы?), ориентир для выбора направлений преобразований на муниципальном уровне (куда двигаться дальше?) (Институт экономики города, Москва);
  • та, что запомнилась выдающимися результатами в другой ситуации и которые могут быть адаптированы к нашей ситуации. Подобно всем остальным знаниям, они контекстуальны, Лучшая практика - это то, что лучше всего для вас (Карла O'Делл, Джек Грей-сон, Нилли Эссэйдес);
  • это с одной стороны, методика отбора наиболее успешных, отвечающих потребностям целевой группы, ожиданиям заказчика и поставщика услуг, проектов и программ, а с другой - это реализованные проекты и программы, апробированные в реальности, имеющие практическое применение, а также поддающиеся измерению количественными и качественными показателями (СКФ «ЗУБР» Сборник Лучших практик оказания социальных услуг»)
В данном проекте используется следующее понятие Лучших практик.
  • это четко прописанные процедуры, которые в данный момент считаются наиболее прогрессивными способами решения проблем, способами внедрения новых технологий и моделей, в данном случае – моделей местного самоуправления и практической реализации прав граждан.
Лучшая практика – технология, которая уже достаточно хорошо зарекомендовала себя с точки зрения совершенствования управленческих процессов, распространения инноваций и наиболее эффективных методов, форм работы. Именно поэтому мы сочли возможным и необходимым организовать для достижения целей проекта деятельность по выявлению и разработке Лучших практик МСУ.
Лучшие практики участия граждан в управлении территориями были отобраны по следующим критериям:
1)      непременное участие граждан, жителей конкретной территории;
2)      возможность применения на другой территории;
3)      актуальность и положительный эффект для целевых групп;
4)      устойчивость, т.е. предлагаемые методики и формы работы могут применяться на постоянной основе, могут стать неотъемлемой частью жизни местного сообщества
ИНСТИТУТ УЛИЧНЫХ ДОМОВ И КОМИТЕТОВ
Авторы - Худякова Надежда Григорьевна, Платонова Алла Михайловна (Центр поддержки женщин «Незабудка» г. Риддер, Восточно-Казахстанской области) с Лучшей практикой «Институт уличных домов и комитетов - один из механизмов местного самоуправления для решения социальных проблем граждан по месту жительства»
 
Название успешного примера (практики)
Институт уличных домов и комитетов – один из механизмов местного самоуправления для решения социальных проблем граждан по месту жительства.
Исходная ситуация (предпосылки развития)
Центр поддержки женщин «Незабудка» работает в г. Риддер с 1998 года. Анализ проведенных исследований показал, что 90% женщин и члены их семей, оказавшихся в кризисной ситуации, не владели необходимой информацией, чтобы самостоятельно решить свои проблемы. Большинство их них не знают о представляемой государством помощи социально-уязвимым слоям населения и не знают, куда и к кому обратиться за ней, не принимают участие в голосовании, не знают участкового инспектора, не бывают на встречах с депутатами городского и областного Маслихатов и Мажилиса, не интересуются общественной жизнью города. О местном самоуправлении слышали что-то, но очень отдаленно и неопределенно. О своей роли в этом процессе никогда не задумывались. Многие жители города считают до сих пор, что власть должна решать все их проблемы.
Сегодня настало время, когда государство, достигнув определенного уровня развития в социальной, политической, экономической и других сферах, уже не может и не должно в «одиночку» решать проблемы всего населения в целом и каждого человека в отдельности. Жители конкретной территории сами лучше знают и понимают суть проблем своей территории, а также и пути их решения. Конечно, у многих слоев населения все еще присутствуют пессимистические настроения, нежелание брать инициативу в свои руки, так как для этого потребуется большая доля ответственности за принятие решений. Но стало совершенно очевидно, что без активности самого населения невозможно повысить рост и качество жизни людей. Сами граждане должны участвовать в решении проблем территории своего проживания, быть инициативными и осознавать, что от их активных действий зависит качество предоставления социальных услуг и рост благосостояния граждан. Граждане должны стать полноценными партнерами общественных отношений. Члены Центра поддержки женщин «Незабудка» глубоко убеждены, что эффективно решить проблемы жителей конкретных территорий можно и нужно по месту их жительства при непосредственном и прямом участии самих граждан.
С января 2008 года решением Акима города Тлемисова Н.Х. созданы штабы территориальных округов – 13, по количеству избирательных округов, один штаб на Стадионе города и Центральный штаб, который осуществляет координирующую функцию. Ознакомившись с работой штабов Центр нарисовали схему и предложил направить деятельность штабов в сторону работы с населением, отразив на схеме инициативные группы каждого округа, из числа жителей данной территории. Имея многолетний опыт работы с населением, Центр поддержки женщин «Незабудка» предложил создать в каждом территориальном округе актив из местного сообщества для повышения и развития гражданской активности населения всего города.
Мероприятия в рамках реализации практики
Начиная с мая 2008 года, на территории каждого округа прошли учредительные собрания, где утвердили Положение, ознакомились с целями и задачами штаба. Центр поддержки женщин «Незабудка» принимал активное участие и уделил особую роль работе с населением. Далее началась работа по формированию инициативных групп (групп поддержки).
Цель: повышение социальной и политической активности и консолидации населения в решении собственных проблем.
Задачи:
ü  создание института уличных и домовых комитетов, городского Совета местного самоуправления;
ü  активизация населения по улучшению качества жизни каждого человека, каждой семьи под девизом «Порядок в доме – порядок в государстве!»;
ü  организация жителей каждой территории на участие в мероприятиях города, советов по благоустройству города;
ü  организация жильцов улиц и домов на проведение культурно-бытовых мероприятий в масштабе границ штаба.
Среди функций уличных и домовых комитетов можно выделить следующие:
§  контроль за деятельностью любых объектов, организаций, предприятий, расположенных на подведомственной территории;
§  защита интересов жителей микрорайона в различных инстанциях;
§  помощь жителям, не способным к самообеспечению (инвалидам, пенсионерам и т.п.);
§  организация досуга детей и молодежи;
§  профилактика правонарушений;
§  решение проблем санитарного состояния территории;
§  контроль за содержанием и эксплуатацией жилого фонда;
§  выполнение примиренческих функций во внутренних конфликтах;
§  правотворческая инициатива;
§  организация жильцов на общественно-полезную деятельность;
§  установление связи населения с органами городского управления.
Через осуществление этих функций комитеты осуществляют более глобальную задачу - задачу адаптации населения к условиям местного самоуправления и самоуправления конкретной территорией.
Структура города Риддера такова:
- частный сектор (индивидуальные дома): создается актив из числа жителей – их будет 99 – это председатели уличных комитетов.
- многоэтажные дома (улицы, микрорайоны), актив - старшие по домам, старшие по подъездам.
Планировалось организовать работу со старшими по домам, они, в свою очередь, со старшими по подъездам, и далее старшие по подъездам с жителями своих подъездов. На практике происходит корректировка плана. В Центр приходят и обращаются по телефону доверия все, у кого возникли вопросы, проблемы, предложения. Из их числа появляется все новый актив. В общественной приемной Центра аккумулируются проблемные вопросы, свойственные как отдельным территориям, так и общие для всего города. Пути их решения  обсуждаются в Центре, на конкретных территориях с привлечением представителей исполнительной и представительной властей города.
Организуя жильцов на участие в общественных мероприятиях, проводя мероприятия в масштабах улицы, комитеты способствуют вовлечению жителей в общение друг с другом. Общаясь вне рабочей обстановки люди были заняты общим делом – совместно осуществляли подготовку к мероприятию. Следствием деятельности уличных комитетов является формирование у жителей ощущения сопричастности к жизни города, понимание того, что соблюдение или несоблюдение тех или иных норм не является личным делом каждого. Каждый житель несет ответственность за состояние места своего проживания. Вследствие чего жители не чувствуют себя «оторванными» от общества, от местного сообщества, а наоборот, активнее включаются в его жизнь. Деятельность комитетов задает вектор развития нового социума, регулирует и регламентирует отношения между людьми, помогает сплотить конгломерат жителей в единый социальный организм – сообщество горожан. Комитеты представляют собой источник формирования социокультурного пространства города.
Специалисты Центра постоянно проводят консультации для инициативных групп по различным вопросам. Непосредственная деятельность Центра направлена на обучение инициативных групп (ИГ) для участия их в работе с населением своего округа. Отрабатывается модель «штаб-население». Членами Центра поддержки женщин «Незабудка» регулярно проводятся:
  • информационная кампания «Кто и как должен улучшать качество собственной жизни по месту жительства»;
  • широкомасштабная работа среди населения по месту жительства: возрождение института уличных и домовых комитетов;
  • формирование и обучение гражданскому участию инициативных групп при Штабах территориальных округов как реальному средству решения социальных проблем самостоятельно;
  • круглый стол «Стратегия дальнейшего развития самоуправления в г.Риддере»
  • Ниже представлена схема взаимодействия Центрального штаба со Штабами территориальных округов по месту жительства, включая округ №14 Стадион «Сокол».
Условия и факторы успешного внедрения
Самыми главными факторами успешности являются: наличие хорошо отработанных партнерских связей, скоординированность их работы, совместные решения поставленных задач, наличие преемственности в работе, профессионализм и компетенция, вера в успех дела, терпение и упорство, активность групп, наличие обратной связи власть-народ.
Проблемы и пути решения
Основные проблемы: пессимистические настроения граждан, неготовность и неспособность проявлять высокую гражданскую и политическую активность, брать на себя часть ответственности за происходящие в городе события и изменения, неверие в существующую власть, политическая и социальная апатия. Зачастую граждане ждут улучшения жизни не от собственной деятельности, а от Президента, от законов, от начальника и т.д. Отсюда и симпатии у населения к сильному государству, исполняющему роль социального инкубатора, в котором проблемы каждого решаются кем-то. Одним из способов решения данных проблем являются различные формы обучение населения в рамках семинаров, гражданских школ, проведение информационных кампаний, цель которых - донести до населения и активных групп основные положения законов, нормативных актов, для того чтобы поменялись установки населения от полнейшего неверия и чувства безысходности до надежды и уверенности в том, что представители целевых групп в будущем станут более информированными в области своих прав и смогут самостоятельно решать возникающие проблемы.
Ресурсы (затраты)
Для реализации поставленных целей требуются материальные и человеческие ресурсы (хорошо подготовленная и обученная команда профессионалов и специалистов), наличие отработанных связей и опыт работы с государственными структурами и партнерскими организациями. Среди финансовых ресурсов необходимыми являются следующие: аренда помещения для проведения мероприятий, что составляет 30 % от имеющихся и поступающих средств, оплата труда организаторов работы с населением, специалистов, тренеров, административной команды, транспортные расходы, что составляет 60% всего объема поступающих средств, 10%  составляет выпуск методических пособий, подготовка раздаточного материала, проведение информационных кампаний.
Полученные результаты
Решение конкретных проблем территории в каждом округе, готовность жилья к зиме, уменьшение количества жалоб в государственные структуры, увеличение частоты и качества мероприятий по месту жительства, установление эффективной обратной связи, диалога власти и населения, повышение активности и инициативности целевых групп, уровня информированности и самосознания, значительный рост количественных и качественных показателей в решении собственных проблем и проблем своей территории.
 
 
Лучшая IT компания в Казахстане - Global Services International